FORUM Financial WARS

Aug 31 2019

Ту-334. Нереализованная альтернатива «Суперджету»

Sukhoi Superjet 100 трудно назвать прорывом в отечественном гражданском самолетостроении, не снискал самолет популярности и на международном рынке. Сегодня, когда негативные новости, касающиеся Суперджета, появляются в прессе практически каждый день, стоит вспомнить о другом отечественном ближнемагистральном пассажирском самолете – Ту-334. Модель лайнера, разработанная еще в 1990-е годы, должна была прийти на смену многочисленным пассажирским самолетам – Як-42, Ту-134 и Ту-154Б, но по ряду причин так и не была запущена в серийное производство.

Ту-334 впервые поднялся в воздух 20 лет назад, это произошло 8 февраля 1999 года. Однако судьба не была благосклонна к этому самолету, произведено было всего два летных экземпляра и еще несколько планеров для проведения статических и ресурсных испытаний. Хотя время от времени в средствах массовой информации всплывают различные новости, касающиеся реанимации проекта Ту-334, реальных программ, которые допускали бы доводку, серийное производство и покупку самолетов, не существует. И чем больше проходит времени, тем менее вероятно, что такие программы все-таки появятся.

Конкурент «Суперджета»

Проектирование Ту-334 началось еще в конце 1980-х годов, но по понятым причинам серьезно затянулось. Изначально самолет разрабатывался как замена Ту-134. Активная фаза работ пришлась на 1990-е годы, когда экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. С другой стороны с годами увеличивался и потенциальный рынок модели, которая должна была прийти на смену обширному парку самолетов Як-42Д, Ту-134 и Ту-154Б, которые широко использовались для перевозок пассажиров внутри России. Предпринимались и попытки совместной кооперации с европейскими авиастроителями, но они закончились ничем. В конечном итоге первый полет новый пассажирский лайнер совершил только в 1999 году.

В 2003 году был представлен образец серийного пассажирского самолета, получивший обозначение Ту-334-100, в конце того же года самолет был сертифицирован. Проведенные в 2005 году испытания подтверждали, что новый российский ближнемагистральный лайнер можно использовать практически по всему миру без каких-либо ограничений. 15 апреля 2005 года было подписано постановление правительства Российской Федерации, которое касалось начала серийного производства пассажирского самолета Ту-334 в Казани на базе Казанского авиационного завода имени Горбунова, но данное постановление так и не было выполнено. В серийное производство новый пассажирский самолет не пошел. Как позднее отметили в отчете Счетной палаты, разработчики Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы» признали самолет Туполева конкурентным по отношению к другому отечественному проекту Sukhoi Superjet 100, которому в итоге и был дан зеленый свет.

Сегодня из-за данного решения до сих пор продолжают ломать копья, особенно с опорой на послезнание. Тем удивительнее, что еще в начале 1990-х годов отечественные авиаконструкторы пришли к тому, о чем серьезно задумались и над чем бьются уже в наши дни. Ту-334 был практически полностью российской разработкой с минимальным привлечением иностранных комплектующих, за исключением украинских двигателей. Самолет можно было производить в России и из российских узлов и агрегатов. Именно это обстоятельство позволяет сегодня подпитывать надежду тех, кто верит, что самолет еще может быть востребован Минобороны, МЧС или государственными структурами.

Важной особенностью Ту-334 и одной из его фишек, направленных на снижение себестоимости всей программы разработки и производства серийных машин, был высокий уровень унификации самолета с серийным среднемагистральным узкофюзеляжным лайнером Ту-204. По разным оценкам уровень унификации двух самолетов достигал 60 процентов, при этом Ту-204 и его модернизация Ту-214 хоть и буквально поштучно, но по-прежнему собираются в Казани для различных заказчиков, а Ту-334 – нет.

Внешне новая машина представляла собой низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. На самолете планировалось устанавливать пару турбореактивных двухконтурных двигателей Д-436Т1, специально спроектированных для этого самолета в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро «Прогресс». Двигатели располагались в хвостовой части самолета. Фюзеляж Ту-334 сохранил то же сечение, что и среднемагистральный Ту-204, но отличался уменьшенной длиной.

Кабина пилотов на Ту-334

Сертифицированный в 2005 году самолет Ту-334-100 должен был обеспечивать перевозку 102 пассажиров на расстояние до 3150 км. В компоновке салона с бизнес-классом пассажировместимость лайнера уменьшалась до 92 человек. Так как самолет фактически получил фюзеляж от Ту-204, была сохранена компоновка сидений по три кресла в ряд с каждого борта (3-3). Крейсерская скорость полета составляла 820 км/ч. При этом в широком использовании узлов и агрегатов Ту-204 были и свои минусы, самолет был перетяжелен на 4 тонны, в дальнейшем на перевес в 3-4 тонны указывали и европейские компании, с которыми планировалось наладить сотрудничество по проекту Ту-334. Возможно, устранение этих проблем, как и хронический недостаток финансирования, сказались на затягивании работ по самолету в 1990-е годы.

Почему у Ту-334 практически нет шансов

Несмотря на то, что Ту-334 гораздо более отечественный самолет, чем тот же Sukhoi Superjet 100, доля иностранных комплектующих в котором доходит до 80 процентов, шансов на успешную карьеру у него практически не осталось. К сожалению, неплохой для своего времени самолет, банально устарел. Об этом говорят летчики и руководители отечественной авиационной промышленности. Еще в 2013 году в интервью «Российской газете» заслуженный летчик-испытатель, герой России и на тот момент генеральный директор Летно-исследовательского института имени М. М. Громова Павел Власов говорил о том, что время Ту-334 ушло. По словам заслуженного летчика, авиалайнер Ту-334 в свое время проходил испытания в ЛИИ, показав себя с лучшей стороны. В то же время указанный ближнемагистральный самолет объективно принадлежит к ушедшей советской эпохе в авиастроении. Если бы его удалось запустить в серийное производство в 1990-е годы, самолет, возможно, сумел бы занять свою нишу в парке российских авиакомпаний, но сегодня его время ушло.

Далее Павел Николаевич перечислил основные проблемные моменты Ту-334. К примеру, все современные гражданские пассажирские самолеты имеют экипаж из двух человек, тогда как на Ту-334 их три: два пилота и бортинженер (проект самолета Ту-334СМ предполагал модернизацию БРЭО, сокращение экипажа до двух человек и использование новых двигателей, но на какой стадии находился данный проект неизвестно). Помимо этого Павел Власов отметил, что в современном мире проектирование и производство авиалайнеров ведется на основе цифровых технологий, тогда как документация на Ту-334 была выполнена на чертежах. «Скорее всего, можно было перевести все чертежи в «цифру», установить на самолет более совершенную авионику, переоснастить производство, найти новые двигатели и даже исключить из экипажа бортинженера, но все это потребовало бы финансовых затрат, которые оказались бы сопоставимы с разработкой нового самолета», – отметил Павел Власов.

Sukhoi Superjet 100

Еще одной большой проблемой, которая стала проблемой только в 2014 году, является то, что Ту-334 разрабатывался под двигатели Д-436Т1 разработки ЗМКБ «Прогресс» имени Ивченко (Запорожье). Производить специально созданные для установки на ближнемагистральный самолет Ту-334 турбореактивные двухконтурные двигатели планировалось на украинском предприятии «Мотор Сич». В современных реалиях использовать данные двигатели стало невозможно. Теоретически на Ту-334 можно было бы установить сопоставимые по тяге двигатели от «Суперджета» – французские SaM-146. Но, во-первых, для этого понадобилось бы значительным образом дорабатывать всю хвостовую часть лайнера, а также системы управления, что представляется затратным и нецелесообразным. Во-вторых, двигатель SaM-146 мало того что тоже не отечественная разработка, так еще и не самая удачная. С двигателями на Sukhoi Superjet 100 достаточно много проблем, в частности авиакомпании говорят об очень низком налете до проведения капитального ремонта.

Отвечая на вопрос журналистов РИА Новости о судьбе Ту-334, глава Минпромторга России Денис Мантуров отметил, что Ту-334 не имел путевки в жизнь. По словам министра промышленности и торговли Российской Федерации, указанный проект пассажирского самолета был тупиковым по сравнению с программой создания «Суперджета». «Если говорить максимально коротко, мы бы не получили никаких компетенций и международной кооперации, которая сегодня ограничивает нас в определенных вопросах, но уже по другим факторам и причинам», – подчеркнул высокопоставленный чиновник. Денис Мантуров отметил, что в сегодняшних реалиях мы не в состоянии поставить пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 в те страны, в которые без проблем получилось бы отправить Ту-334, но в то же время мы не получили бы и тех наработок, которые у нас сегодня есть.

По словам Мантурова, главная ценность «Суперджета» заключается в наработанном кадровом потенциале, а также сформированном капитале технологических и конструктивных решений, которые позволяют нам сегодня уверенно двигаться к следующей ступени – среднемагистральному узкофюзеляжному самолету МС-21 и совместному с Китаем проекту широкофюзеляжного самолета.
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

USA News. American News.

News latest news news today news headlines breaking news new current news world news top news latest news today,

headline news online news today's news headlines daily news local news breaking news today new news to day news recent news latest news headlines top news today top news stories news stories national news international.

News news update current news today today's national news news updates headlines news update today latest breaking news breaking news headlines latestnews latest national news english news latest world news latest,

news update latest news headlines for today hot news today headlines today news websites current news events the news today's news headlines in english current news headlines top news headlines national news headlines top.
Headlines latest headlines newspaper headlines today latest it news top stories current news stories news sites.

Written by CALIFORNIA


%d bloggers like this:
Apartment | Auto | Car | Credit | Insurance | Loan | News | Pharma | Real Estate | Rental | Travel | USA |